Искусственный Интеллект

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Обучение

Сообщений 1 страница 30 из 31

1

Есть целый ряд вопросов, которые связаны с искусственным интеллектом, хотя находятся в стороне. Для меня, как человека, который отрицает возможность создания сильного ИИ, очень интересно, а где, все-таки, находится граница "интеллектуальности" каких-то программ и систем. Для меня совершенно очевидно, что умную систему трудно написать сразу умной, хотя бы по причине того, что она должна усвоить очень большое количество данных. Скорее всего, такую систему надо создавать обучаемой, чтобы она шаг за шагом становилась все более и более функциональной.
Анализируя разную литературу, я пришел к выводу, что компьютерные системы очень плохо обучаемы, что под обучением чаще всего понимают гораздо более простую вещь - наполнение данными. Существуют ли обучаемые системы, которые, на самом деле, изменяют свои функции? Есть ли принципиальные ограничения для создания подобных систем? Можно ли сформулировать какую-то специфическую концепцию обучения для искусственного интеллекта или способности к обучению всегда будут очень-очень узкими и полностью зависить от специализации "умной" системы?

0

2

Сейчас невозможно обучить то, что Вы заранее не написали.
Невозможен даже новый объект несмотря на рефлекшн. Использование его.
Если нет метаописания. Если нет интерфейсов.
Обучение в ИНС - просто использование статистики.
Так что Вы правы. Нет никакого обучения.

0

3

я писал уже где-то из топиков, что, на мой вкус, обучение - это тройка -
импликация, конфигурация и эволюция... с первыми все понятно,
здесь на самом деле за изначальный проект не выпрыгнешь...
с эволюцией ничего не понятно... даже с такой простой ее интерпетацией как естественный отбор...
я вообще пока не знаю как реализовать самый простейший эволюционный процесс...
если не двигаться обратно во времени...

тема обучения вообще, без привязки к конретной задачи и механизмам выдохнется на пяти постах,
на концептуальном уровне - это все будет бла-бла-обществоведение...

0

4

Орлов написал(а):

Так что Вы правы. Нет никакого обучения.

Ну это Вы еще радикальнее моего заявили, хотя, наверное, более принципиально.

Egg написал(а):

это тройка - импликация, конфигурация и эволюция...

Не очень понятно, почему эволюция стала обучением. Конечно, мысль, которая на за этим лежит, что имеет смысл рассматривать не обучение отдельной системы, а филогенез какого-то вида, это не самая банальная мысль. Но в таком случае, всю версионность отдельных систем, например, Ворд с версии 2.0 до текущей версии - это обучение данной системы? :) Забавно получается, если модельный ряд какого-нибудь ВАЗа рассматривать как эволюцию и обучение. Нет, я против, думаю обучение - это приобретение каких-либо навыков в результате онтогенеза и существования отдельного организма. Иначе получается растекашеся какое-то.

0

5

в функциональном программировании и всех интерпретируемых языках функции можно динамически создавать и выполнять

Пентиум это интерпретатор языка x86
память это функция Адрес->Байт

Отредактировано NO (2009-10-15 23:22:01)

0

6

NO написал(а):

в функциональном программировании и всех интерпретируемых языках функции можно динамически создавать и выполнять

Связь функции и знания довольно косвенная, Вы же не станете утверждать, что интерполяция - это обучение, хотя в определенном смысле так и есть. Под обучением, по крайней мере, в его бытовом смысле понимают увеличение различных умений, может быть отсюда возникло непонимание в толковании термина функциональность. С дургой стороны, обучение - это всегда увеличение знаний, то есть для того, чтобы достичь возможности обучаться, мы уже должны построить какую-то экспертную систему, которая умела бы манипулировать знаниями. Мне казалось, что тема может быть интересной, даже, если говорить об обучении вообще.

0

7

fuzzy_man написал(а):

Под обучением, по крайней мере, в его бытовом смысле понимают увеличение различных умений, может быть отсюда возникло непонимание в толковании термина функциональность.

в таком случае: "умение" = "поведение"* = "стратегия приводящая к достижению конкретной цели" = "алгоритм". Есть не мало работ, в которых демонстрируется обучение какой-либо стратегии, модификация алгоритма и т.д.
Касательно эволюции ВАЗа. Вы просто не совсем верно рассматриваете систему**. В систему вы выделяете только автомобиль (или их популяцию), а необходимо смотреть глобально, включая и конструкторов. Если мы говорим про Интеллектуальность, то необходимо что бы рассматриваемая система реализовала сама (а не каким-то внешним объектом) какой-либо алгоритм "целенаправленной модификации", т.е. "адаптации". Именно по этому, система ВАЗ (и даже вся их популяция) не интеллектуальна и не обучаема, а вот система ВАЗ+Конструктора -- да, интеллектуальна и обучаема.

------------------------
* "поведение" здесь термин, а не общепринятое понятие. (см. Р.Брукс).
** здесь ближе термин "Агент", но многие предвзято к нему относятся.

0

8

daner написал(а):

вот система ВАЗ+Конструктора -- да, интеллектуальна и обучаема

Да, это правильно и очевидно. Но меня как раз интересует возможность обучения без использования естественного интеллекта. Так, где в каком-то комплексе присутствует человек - всегда имеет место обучение, можно сказать, что это один из хороших индикаторов интеллектуальности вообще. И я совершенно не спорю с тем, что может существовать какая-то модификация алгоритма, например с помощью так называемых генетических алгоритмов. Здесь все будет зависеть, как Вы правильно заметили, от того как именно мы определим понятие.
Хорошо, я перефразирую свой вопрос в таком виде: может ли существовать обучение, в бытовом его понимании, без человека и вне человека? И какими свойствами или способностями оно должно обладать? Часть из них здесь уже прозвучало: оперирование знаниями, адаптация, модификация, целедостижение.

0

9

fuzzy_man написал(а):

Под обучением, по крайней мере, в его бытовом смысле понимают увеличение различных умений

В не бытовом такое называют развитием, а обучением пока называют процесс вбивания одного-единственного умения. Когда обучаемый это кусок кремния, его обучение тоже сложный и увлекательный процесс, достойный внимательного рассмотрения.

0

10

fuzzy_man написал(а):

может ли существовать обучение, в бытовом его понимании, без человека и вне человека?

да, конечно. Если в системе ВАЗ+Конструктора, Конструкторов заменить на какую-то искусственную систему* то вы получите адаптивную систему без присутствия человека. Впрочем, так далеко ходить не надо, почитайте теорию обучения с подкреплением Саттон и Барто, думаю там будут затронуты все интересующие вас темы.
Ну а вот небольшие ролики, для большей наглядности :)
http://www.youtube.com/watch?v=DZG5ZuXIcxo
http://www.youtube.com/watch?v=SJS22jQTdSU
http://www.youtube.com/watch?v=RZf8fR1SmNY
-----------------------------------
* например Боинг давно использует экспертную систему для планирования сборки самолетов, чем раньше занимались специальные инженера. Это конечно не то-же самое, что изменение конструкции самолета в связи с какими-то условиями, но однозначно шаг в правильном направлении.

0

11

NO написал(а):

обучением пока называют процесс вбивания одного-единственного умения

Под обучением я рассматриваю процесс какого-то изменения системы под воздействием внешнего мира, которое позволяет этой системе улучшать свои свойства, способности и характеристики, например, сопротивляемость среде. И одно или несколько умений при этом совершенствуется - совершенно не важно.

daner написал(а):

Если в системе ВАЗ+Конструктора, Конструкторов заменить на какую-то искусственную систему

Спасибо, книжку я почитаю, а вот про возможность заменить человека на что-то искусственное - это довольно сложная, структурная вещь. Если Вас устраивает мое определение обучения, то остается только два варианта: добавление в систему данных, как, например, в Вашем примере с экспертной системой или привлечение человека для изменения системы, производства какой-то селекции. Недостатки экспертных систем не позволили их широкого распространения, их удел - работа в какой-то довольно специфической предметной области, где определены большинство понятий и работа ЭС заключается в накапливании фактического материала в опредленном формате и сопоставлении данных в определенной схеме.
Такой вид обучения понятен и очевиден. Но Вы не сможете медицинскую ЭС использовать в строительстве.
Что касается обучения с подкреплением, то много лет назад Гарднер описал систему, состоящую из спичечных коробков, играющую в крестики-нолики,  которые представляют вариант системы с подкреплением. ( http://stratum.ac.ru/textbooks/intelect … /dop17.htm ) Уровень интеллектуальности данной системы очевиден, я допускаю, что большинство задач можно свести именно к такому варианту, я просто призываю не называть данный тип задач - интеллектуальными. Делайте машины, создавайте роботов, формализуйте проблемные области, но работу со ЗНАНИЯМИ оставьте человеку, ибо невозможно построить интеллектуальной машины.

0

12

ибо невозможно построить интеллектуальной машины

ну да, ее не возможно построить -- так как построить ее не возможно. :) Клёво!

Но Вы не сможете медицинскую ЭС использовать в строительстве.

А зачем? зачем мне использовать ЭС, которая заменяет конструктора автомобилей вместо врача? Что даст это системе ВАЗ+Конструктор?

Если Вас устраивает мое определение обучения, то остается только два варианта: добавление в систему данных, как, например, в Вашем примере с экспертной системой или привлечение человека для изменения системы, производства какой-то селекции.

Как раз у вас очень простое определение. Искусственных систем которые под него подходят -- тьма тьмущая (даже в тех роликах которые я дал, такие есть). Кроме того, в ЭС совсем не обязательно добавлять данные. Есть ЭС которые меняют свою БЗ на основе своего опыта, т.е. обучаются уже в процессе функционирования и если начать такую систему гонять на другой предметной области, то в конце концов, она поменяет свою специализацию (вот только зачем это делать учитывая какую прорву времени это займет). Поэтому обучение в ЭС используется только для корректировки Знаний. С которыми они замечательно работают.

Что касается обучения с подкреплением, то много лет назад Гарднер описал систему, состоящую из спичечных коробков, играющую в крестики-нолики,  которые представляют вариант системы с подкреплением.

Интересно. я о такой не слышал. Почитаю, тогда смогу это прокомментировать.

0

13

Прикольно. Скорее всего по такому принципу можно даже что-то типа МТ соорудить.
А собственно почему вам очевидна не интеллектуальность такой машины? мне так например очевидна обратное. Если бы еще была возможность автономного оперирования (без помощи человека) это было бы вообще потрясающе (иначе часть действий делается человеком : оценивается исход игры, сравниваются цвета бусинок (иначе как знать какой цвет добавить?) и т.д.).
Это все из серии Китайской Комнаты Сёрлема. Можно ли ее считать интеллектуальной или нельзя. Мнения расходятся до предъявления точного определения Интеллекта. Впрочем, тогда мнения расходятся по самому определению, так как многие идут от обратного, типа если определение позволяет считать Китайские Комнаты интеллектуальными -- значит онo не вернoе. :)

Отредактировано daner (2009-11-04 01:12:04)

0

14

daner написал(а):

ее не возможно построить -- так как построить ее не возможно.

Но Вас не удивляет наличия второго начала термодинамики, который утверждает то же самое, но в другой области и в другой формулировке. Я убежден, что просто не дошли руки до того, чтобы связать энтропию и интеллект, и найти аналог этого начала для интеллектуальных систем.

daner написал(а):

Поэтому обучение в ЭС используется только для корректировки Знаний. С которыми они замечательно работают.

Я говорил тоже самое: ЭС способны "обучаться" только в рамках некоторого формата описания объектов, при этом, мы с Вами понимаем, что описание объектов зависит от их природы и описание газа, которое обсуждалось в параллельном топике, будет сильно отличаться от описания жидкости и ЭС занимающиеся тем и другим не смогут "конвертировать" свои знания из одной структуры в другую, поскольку структуры разные.

daner написал(а):

А собственно почему вам очевидна не интеллектуальность такой машины?

Мне не нравится сама идея называть системы с обратной связью интеллектуальными только потому, что у них существует эта обратная связь. Любимый пример в таких обсуждениях: бачок унитаза, который обладает простым, но полезным поведением. Не знаю, является ли он Китайской Комнатой Сёрлема, но для себя я этот вопрос однозначно решил, разумеется, Вы в праве считать как угодно.

0

15

fuzzy_man написал(а):

Анализируя разную литературу, я пришел к выводу, что компьютерные системы очень плохо обучаемы, что под обучением чаще всего понимают гораздо более простую вещь - наполнение данными.

почти верно
"наполнение данными" - это совсем примитивно
все же обычно под обучением подразумевают некую оптимизацию параметров путем не просто накопления данных, но все же и какой-то их обработки...
и совершенно верно, что вы написали "чаще всего", а не "всегда"...

fuzzy_man написал(а):

Существуют ли обучаемые системы, которые, на самом деле, изменяют свои функции?

есть системы, которые обучаются в достаточно широком смысле (хотя и не очень успешно)
эти системы пытаются автоматически построить новые представления информации, на уровне поиска новых алгоритмов

fuzzy_man написал(а):

Есть ли принципиальные ограничения для создания подобных систем? Можно ли сформулировать какую-то специфическую концепцию обучения для искусственного интеллекта или способности к обучению всегда будут очень-очень узкими и полностью зависить от специализации "умной" системы?

когда система работает в рамках заданного представления, складывается ощущение, что она не может обучиться чему-то, принципиально выходящему за рамки того, что в нее заложено; поскольку чаще всего именно такое обучение и реализуется, можно подумать, что есть принципиальные ограничения на создание действительно обучающихся систем
но если система обучается в алгоритмически полном пространстве представлений, то она может научиться, чему угодно... например, считайте процесс программирования компьютера самым тривиальным способом неограниченного обучения компьютера с учителем, а постепенную автоматизацию программирования - ослаблением роли учителя в этом процессе обучения
не факт, что такой подход приведет к обучающимся в широком смысле компьютерам, но как иллюстрация он показывает, что принципиального ограничения нет

daner написал(а):

Китайской Комнаты Сёрлема

...он все же не Сёрлем, а Сёрл или Сирл

Орлов написал(а):

Сейчас невозможно обучить то, что Вы заранее не написали.
Невозможен даже новый объект несмотря на рефлекшн. Использование его.
Если нет метаописания. Если нет интерфейсов.

Если уж не вранье, то, по крайней мере, сильное преувеличение. Когда в качестве "метаописания" выступает язык, по полноте приближающийся к универсальной машине Тьюринга, обучение чему-то действительно новому оказывается вполне возможным. Хотя пока это реализуется для слишком простых задач.

0

16

Necr0x0Der написал(а):

эти системы пытаются автоматически построить новые представления информации, на уровне поиска новых алгоритмов

Очень заманчиво Вы сформулировали, я хочу ссылочку попросить на описание этих систем, поскольку мне они ни разу на глаза не попадались. Все, что связано с поиском новых алгоритмов было либо какой-то конфигурацией уже декларированных параметров, либо попыткой регрессии, в том или ином ее виде. С представлением информации, как мне показалось, дело еще хуже, поскольку различные онтологические системы,  системы структурного анализа, а также системы объектно-ориентированного анализа подменяют реальную новизну попыткой сложить образ из набора пазлов-кубиков, который стремительно приближается по полноте к языкам программирования. Согласитесь, что нет великой разницы между обычным программированием, которое мы справедливо не считаем обучением МТ и конфигурированием некоего очень разнообразного объекта, который потом выполняется вполне себе как программа. В этом смысле я полностью согласен с Орловым и не согласен с Вами.

Necr0x0Der написал(а):

принципиального ограничения нет

По моему скромному рассуждению, принципиальных ограничений - два, элементы этого самого языка, который как я уже сказал, с ужимками и с кокетством, пытается быть программой для МТ, эти элементы не расширяемы без соответствующей интеллектуальной работы человека. Второе ограничение - это сами алгоритмы, которые пишутся людьми, мне думается, что автоматизация программирования, а, фактически, речь идет о простом расширении некоторых сервисов, не есть обучение компьютера чему-либо.

0

17

fuzzy_man написал(а):

Очень заманчиво Вы сформулировали, я хочу ссылочку попросить на описание этих систем, поскольку мне они ни разу на глаза не попадались.

Ну, к примеру,
Ray J. Solomonoff. A system for incremental learning based on algorithmic probability.
Менее общие, но более практичные системы - это традиционные системы эволюционного программирования.
Не знаю, насколько вас это устроит. С построением действительно новых представлений там плоховато - они возникают неявно, как результат действия индуктивно выведенных алгоритмов. Я тоже по-тихоньку подхожу к этой проблеме (обучения в широком смысле), но с другой стороны - со стороны представлений, но пока остается много серьезных проблем.

fuzzy_man написал(а):

Согласитесь, что нет великой разницы между обычным программированием, которое мы справедливо не считаем обучением МТ

Великой разницы нет, но она по-немногу все увеличивается и увеличивается. "Справедливо не считаем обучением МТ" - вопрос сложный. Да, не считаем, но насколько это справедливо - загадка... По-моему, не справедливо ;)

0

18

Necr0x0Der написал(а):

Ну, к примеру, Ray J. Solomonoff.

Да, были у меня нехорошие предчувствия, что Вы меня пошлете. Знаком я с работами Соломоноффа, не увидел в них чего-то революционного и касающегося построения нового представления информации как процесса обучения. Спасибо так или иначе, перечитаю со вниманием.

Necr0x0Der написал(а):

но насколько это справедливо - загадка... По-моему, не справедливо

Хм-м-м, свежий поворот беседы, на время даже ставящий в тупик. Если рассматривать весь жизненный цикл системы, от проектирования до рефакторинга, особенно в контексте развития информационных технологий, то не согласиться с тем, что система - это обучение программно-вычислительного комплекса, не возможно. А если учесть, что существуют всяческие ухищрения делать эту систему как можно более гибкой и как можно более информационно-ёмкой, тогда картина становится истинно благодатной. Получается, что фактор того, где именно мы проведем границу системы, будет влиять на то, что мы станем считать обучением, а что ее изначальным устройством. Интеллектуальности в таком обучении не много, но очень много социальности, а это правильно.

0

19

fuzzy_man написал(а):

Знаком я с работами Соломоноффа, не увидел в них чего-то революционного

ну, первые его работы можно назвать революционными (по крайней мере, для того времени)

fuzzy_man написал(а):

и касающегося построения нового представления информации как процесса обучения.

это был просто пример; и я имел в виду, что у него система обучается в алгоритмически полном пространстве моделей, и в принципе может обучиться чему угодно; это сильно отличается от наиболее часто встречающихся реализаций обучения в узких пространствах моделей (представлениях); конечно, чтобы система обучалась не в принципе, а реально, там много чего еще не хватает

fuzzy_man написал(а):

Получается, что фактор того, где именно мы проведем границу системы, будет влиять на то, что мы станем считать обучением, а что ее изначальным устройством.

тоже верно

0

20

Necr0x0Der
Я перечитал статью, спасибо, что напомнили об этом авторе. Что мне кажется довольно спорным, особенно в контексте моей позиции, которая отличается радикализмом в вопросе искусственной интеллектуальности? Три вещи: сама концепция решения как последовательности действий, комбинаторная сложность реализации этого процесса, выбор элементарного действия. Надо отметить, что о проблемах автор често пишет сам, но довольно оптимистично, что простительно для 89 года, когда была вторая волна эйфории по поводу ИИ.
Конечно, любое решение - это последовательность действия, я не возражаю, я солидарен, однако интеллектуальность - это способность к инновациям прежде всего, а вот как раз инновационная схема полностью и точно противоречит концепции инструкционных сикуэнсов. Познавательный предел такой концепции не выше, чем познавательный предел конкретной онтологии, прошитой в какой-нибудь ЭС.
С комбинаторной сложностью еще хуже. Сейчас, в 2009 году уже примерно понятно, что для решения таких задач в лоб необходимо еще 4-8 порядков производительности ЭВМ, может больше, я допускаю, что предел производительности существует и я допускаю, что он находится примерно на той самой границе, которая позволит рассматривать перебор вариантов как реальную альтернативу поиска оптимального решения. Но, так или иначе, на текущем развитии компьютерной техники таким подходом можно либо решать очень-очень простые задачи, либо задачи в специфической проблемной области, где поиск решающих последовательностей уже оптимизирован какой-то онтологией.
Разумеется еще одна проблема в том, что есть элементарная инструкция. Автор наивно надеется, что манипуляция этим объектом позволит менять проблематику решения, при этом забывая, что остается в рамках иерархической структуры, а масштабы анализа естественно интеллекта меняют саму структуру описания проблемы и именно это изменение структуры - важнейший продукт аналитической слойности, фактически, речь снова идет об некой онтологической целостности.

Итог: направление тупиковое, с удовольствием ставлю смайлик :)

Отредактировано fuzzy_man (2009-11-12 18:36:13)

0

21

Necr0x0Der написал(а):

Если уж не вранье, то, по крайней мере, сильное преувеличение

На неделю отлучился - назвали земляным червяком. Не вранье.
М1: Если язык по полноте приближается к МТ, то обучение - конфигурирование становится программированием.
Возьмите ORM технологии. Как пример.
Вопроса два: кто учит. Чему учит.
Если учит человек - вопросов нет, см М1.
Если учит не человек - обучение становится функцией входа.

0

22

fuzzy_man написал(а):

интеллектуальность - это способность к инновациям прежде всего, а вот как раз инновационная схема полностью и точно противоречит концепции инструкционных сикуэнсов

вы таки знаете, что такое "инновационная схема"? поделитесь, плииз ;)
по мне творчество в нулевом приближении - это тот же направленный стохастический поиск
(хотя, в принципе, можно и различать предельные случаи - полный перебор в узком пространстве и генерацию единичных гипотез в неограниченном пространстве; можно даже предположить, что за эти две операции отвечают разные полушария, и что для второй крайности в области ИИ толком ничего не сделано... но жду ваш ответ)

fuzzy_man написал(а):

Сейчас, в 2009 году уже примерно понятно, что для решения таких задач в лоб необходимо еще 4-8 порядков производительности ЭВМ

и 20 лет назад было понятно, что порядки производительности вообще никак не помогут в преодолении комбинаторного взрыва...

fuzzy_man написал(а):

позволит рассматривать перебор вариантов как реальную альтернативу поиска оптимального решения

перебор и поиск для меня почти синонимы... хотя поиск - несколько более широкое и удачное понятие
(на всякий случай: Соломонов потом предлагал использовать вместо поиска Левина то же эволюционное программирование... его следует назвать поиском или перебором?)

fuzzy_man написал(а):

Итог: направление тупиковое, с удовольствием ставлю смайлик

какое направление?
речь шла не о направлении, а лишь о принципиальной возможности "неограниченного" обучения (о самой возможности, а не ее реализации)

0

23

Necr0x0Der написал(а):

вы таки знаете, что такое "инновационная схема"? поделитесь, плииз

Я могу рассказать, что такое инновация в рамках развития человеческой цивилизации. Наверное, можно найти какой-то персональный аналог для человека, его "социальной" отнологии и персонального познания мира, уверен, что Вы сами имеете представление об этом, думаю, Ваш вопрос касался в большей степени инновации как некоторого объективного процесса, который можно повторить на компьютере. Так вот, я уверен, что инновационную схему невозможно повторить; инновационная схема - это результат долгой эволюции, вершина ее. Наличие комбинаторного взрыва - это экспериментальное свидетельство такой невозможности, у меня разбегаются мысли, когда я начинаю думать об этом, но я уверен, что можно найти информационный аналог второго начала термодинамики.
Если же Вы спрашиваете об инновации как естественном процессе, то это очень просто: создание некоторого устройства, объекта, текста, продукта, который не может быть представлен "суперпозицией" каких-то старых частей. И это полностью противоречит Вашему представлению о познании как направленном стохастическом поиске. Если совсем просто, то инновация - это новое качество.

Necr0x0Der написал(а):

было понятно, что порядки производительности вообще никак не помогут

Может быть я не подчеркнул, но я говорил о комбинаторном взрыве как объективном пределе. Именно поэтому, сама возможность реализации какого-то перебора как теоретическое основание является абсурдом, нонсенсом.

0

24

fuzzy_man написал(а):

Если же Вы спрашиваете об инновации как естественном процессе, то это очень просто: создание некоторого устройства, объекта, текста, продукта, который не может быть представлен "суперпозицией" каких-то старых частей. И это полностью противоречит Вашему представлению о познании как направленном стохастическом поиске.

Почему же? Программный продукт может быть инновацией? Конструкция может быть инновацией? Новое решение открытой математической проблемы может быть инновацией? Все это в той или иной степени уже достигалось в результате действия автоматизированного стохастического поиска. Есть патенты, полученные по результатам работы методов эволюционного программирования. Утверждение о "полном противоречии" весьма сильное и абсолютно необоснованное. Вся эволюция - это такой стохастический самооптимизирующийся поиск. Он является необходимой частью процесса получения "инноваций". Конечно, сказать "поиск" вовсе не достаточно, чтобы раскрыть суть этого процесса ))

fuzzy_man написал(а):

Если совсем просто, то инновация - это новое качество.

Если совсем просто, то новое качество - это новое представление. Еще раз, когда мы выходим в алгоритмически полное пространство, принципиальных ограничений на получение этих новых качеств нет... если, конечно, не впадать в метафизику насчет эмерджентности в природе...

fuzzy_man написал(а):

Может быть я не подчеркнул, но я говорил о комбинаторном взрыве как объективном пределе. Именно поэтому, сама возможность реализации какого-то перебора как теоретическое основание является абсурдом, нонсенсом.

про комбинаторный взрыв я вполне в курсе, и полагаю, что мышление в нулевом приближении вполне представимо как субоптимальное решение NP-полных задач неэкспоненциальными стратегиями поиска... пока не встречал ни одного реального опровержения такого представления
конечно, это только нулевое приближение, и оно вовсе не говорит о том, как такой поиск осуществлять... но мы тут, вроде, говорим о принципиальных вещах...

0

25

Necr0x0Der написал(а):

Утверждение о "полном противоречии" весьма сильное и абсолютно необоснованное

Наверное, я просто выживший из ума старик и не понимаю Вас. Когда я говорю о новом качестве, я имею ввиду появления какой-то совершенно новой категории, нового понятия, новой точки зрения, новой парадигмы. Покажите мне, пожалуйста, на примере как из арифметики и алгебры может возникнуть математический анализ, с его бесконечно малыми величинами, путем стохастического поиска? Как может возникнуть предположение об инерциальных системах отсчета? Как может появиться идея эволюции? А можно еще проще, у нас есть три агрегатных состояния - пар, жидкость, лед, покажите алгоритм, который будет описывать переход от одного к другому путем изменения температуры путем стохастического поиска.

Necr0x0Der написал(а):

но мы тут, вроде, говорим о принципиальных вещах...

Количество чертей на кончике иглы является принципиальной вещью и чем она отличается от комбинаторной бесконечности по своей нереализуемости? Моему уму странно предполагать нонсенсы и противоречия как принципиальные вещи для доказательств, я уже говорил, что логика должна быть ровно обратной, - если возникает бесконечность, следует задуматься о том, что мы напутали в посылках.

0

26

fuzzy_man написал(а):

Когда я говорю о новом качестве, я имею ввиду появления какой-то совершенно новой категории, нового понятия, новой точки зрения, новой парадигмы. Покажите мне, пожалуйста, на примере как из арифметики и алгебры может возникнуть математический анализ, с его бесконечно малыми величинами, путем стохастического поиска? Как может возникнуть предположение об инерциальных системах отсчета? Как может появиться идея эволюции? А можно еще проще, у нас есть три агрегатных состояния - пар, жидкость, лед, покажите алгоритм, который будет описывать переход от одного к другому путем изменения температуры путем стохастического поиска.

новая категория, новое понятие, новая парадигма... где в переходах пар/жидкость/лед все это?
мы говорим о мышлении, а пример почему-то из феноменального мира... крайне неудачный пример
алгебра->матан чуть лучше, но не намного: этот переход осуществлялся не одно столетие и в голове не у одного человека
Как может возникнуть идея об инерциальных системах отсчета? - тоже вопрос, помещающий возникновение "нового качества" в контекст обширной концептуальной системы... сложность здесь не столько в возникновении этого качества, сколько в обширности системы... если несколько сузить задачу, то проблемы с "изобретением" инерциальных систем отсчета будет не так много; понятно, что это проблема выбора представления и принципиально она решаема
... а вообще, насчет перехода между агрегатными состояниями путем стохастического поиска - легко: имитация отжига суть имитация поиска минимума энергии, выполняемого молекулами, и это работает не только при росте кристаллов, но и в инженерных приложениях

fuzzy_man написал(а):

Количество чертей на кончике иглы является принципиальной вещью и чем она отличается от комбинаторной бесконечности по своей нереализуемости? Моему уму странно предполагать нонсенсы и противоречия как принципиальные вещи для доказательств, я уже говорил, что логика должна быть ровно обратной, - если возникает бесконечность, следует задуматься о том, что мы напутали в посылках.

я устал объяснять, но попробую последний раз (теперь пойду издалека, может, понятнее будет): проблема разработки сложных интеллектуальных систем - это, как не парадоксально, сложная проблема, имеющая много аспектов. Я указываю на то, что ОДИН ИЗ аспектов реализуем, вы тыкаете в трудности, возникающие в ДРУГОМ аспекте в опровержение моего тезиса. Это странный подход. Если однако, вы согласитесь с тем, что ограничением на неограниченную обучаемость ИИ является ТОЛЬКО комбинаторный взрыв, возникающий при попытке реализации поиска в алгоритмически полном пространстве моделей, тогда я с радостью с вами соглашусь (хотя я бы проблему сформулировал несколько по-иному), и мы пойдем дальше разбираться, как этот взрыв может быть погашен (если может; а я верю, что может) в рамках алгоритмической парадигмы....

0

27

Necr0x0Der написал(а):

новая категория, новое понятие, новая парадигма... где в переходах пар/жидкость/лед все это?
мы говорим о мышлении, а пример почему-то из феноменального мира... крайне неудачный пример

Макроописание газа, жидкости и твердого тела отличаются кардинально, фактически, с разными агрегатными состояниями связаны свои собственные физические дисциплины, которые не переходят одна в другую путем устремления той или иной величины в нуль или бесконечность. Этот пример очень удачный потому, что макроскопические свойства, которые, собственно, являются эмерджентными, невозможно предсказать путем простого комбинирования какими-то параметрами.

Necr0x0Der написал(а):

я устал объяснять

Не нужно объяснять, попробуйте понять мою точку зрения. В методологических вопросах, привлечение бесконечности в качестве аргумента, как мне кажется, играет ту же роль, что и деление на ноль в математическом анализе, если делать это неаккуратно, мы будем получать парадоксы, высосанные из пальца, если делать это аккуратно - диффиренциальное исчисление. Я совершенно отчетливо понимаю Ваши аргументы, просто они мне кажутся неаккуратными и это впечатление возникает из-за того, что природе чужд комбинаторный взрыв, он нигде не встречается, мне интересно понять почему это так.

0

28

fuzzy_man написал(а):

Этот пример очень удачный потому, что макроскопические свойства, которые, собственно, являются эмерджентными, невозможно предсказать путем простого комбинирования какими-то параметрами.

берем программу и заменяем в ней пару байт... результат меняется кардинально... и его изменение невозможно предсказать... видимо, там тоже какая-то эмерджентность

fuzzy_man написал(а):

это впечатление возникает из-за того, что природе чужд комбинаторный взрыв, он нигде не встречается

спрошу последний раз:
вы согласитесь с тем, что ограничением на неограниченную обучаемость ИИ является ТОЛЬКО комбинаторный взрыв?
пока вы прямо не ответите на этот вопрос, дальше двигаться бесполезно
в "природе" же комбинаторный взрыв встречается сплошь и рядом, просто вы его почему-то не видите... вопрос на засыпку: почему животным в опытах Кёлера было существенно сложнее решать задачи, требующие при обходе препятствия удаляться от цели? или почему при быстром охлаждении возникают поликристаллы, а при медленном - монокристаллы; почему монокристалл огромных размеров вырастить сложно, и почему стоимость драгоценных камней растет вовсе нелинейно с их размером?

0

29

Necr0x0Der написал(а):

и его изменение невозможно предсказать... видимо, там тоже какая-то эмерджентность

Шутка не удалась, пример тоже не корректный, в случае с агрегатами - плавное изменение температуры приводит к фазовому изменению вещества, причем это изменение при отъеме тепла будет сопровождаться уменьшением энтропии. В Вашем примере программа просто перестанет работать, никакой эмерджентности не будет.

Necr0x0Der написал(а):

Вы согласитесь с тем, что ограничением на неограниченную обучаемость ИИ является ТОЛЬКО комбинаторный взрыв?

Честно скажу: изо всех сил отвечаю на Ваш вопрос и особенно часто, когда Вы стали его задавать в последний раз. Комбинаторный взрыв есть проявление того, что интеллектуальные задачи не алгоритмизуются. Ограничением на любую обучаемость т.н. ИИ является невозможность создания инноваций в процессе выполнения алгоритма. Давайте я покажу это на примере программы описывающей уравнение движения, если элементарный пример агрегатных состояний Вам не понятен. Предположим, у нас есть какая-то задача, которая описывается квадратным уравнением. Мы написали решение, мы научили программу менять коэффициенты, мы заложили возможность описание проблемы каким-то разложением, если у нас не будет хватать квадратного уравнения для описания. Но чего мы никогда не сможем сделать? Мы не сможем изменить описание модели. Мы не сможем задаться вопросом: а достаточно ли нам описание объекта в виде материальной точки? Мы не сможем учесть квантовые и релятивисткие эффекты, поскольку нам неоткуда взять представление о том, что они существуют. Возможно, нам никогда не придет в голову учесть даже такую простую вещь как термодинамику, сопротивление среды и так далее. Почему?
Потому, что все эти вопросы содержатся в деятельности и социальной организации. Потому, что любой ответ такого рода - это инновация.
А Вы говорите про комбинаторику как ограничение, смешно, право слово.

0

30

Necr0x0Der написал(а):

в "природе" же комбинаторный взрыв встречается сплошь и рядом

Я подумал над Вашими примерами и пришел к выводу, что Вы иллюстрируете совершенно другой аспект, хотя и очень близкий к комбинаторному взрыву. С животными все просто, просто некорректный пример, здесь поставлена комбинаторная задача, которая требует перебора вариантов при решении, точно такую же задачу можно поставить и человеку, она будет искусственна, такая задача. Проблему навигации в естественных условиях животные решают с помощью инстинктов, памяти и каких-то интегральных оценок, которые, конечно же могут быть ошибочны и могут вызывать затруднения при выборе решения, при этом, буриданов осел существует только в головах логиков, реальный осел не умер от голода вследствие комбинаторного взрыва его решения. Еще раз повторю, чтобы избавить Вас от необходимости произносить фразу "в последний раз спрашиваю" - есть комбинаторные задачи, я не стану с этим спорить и есть комбинаторный взрыв в следствие решения произвольной задачи, позвольте мне считать, что это совершенно разные вещи.

Второй пример - это пример возникновения флюктуаций, мне странно, что Вы не привели пример перегретой жидкости, где закипание было бы комбинаторным взрывом, это было бы изящно и иллюстративно. Так вот, есть процессы, которые характеризуются производством энтропии, если энтропия уменьшается, роль флюктуаций становится меньше, поскольку флюктуации носят статистический характер, а при понижении энтропии - флюктуации работают как источник беспорядка и обеспечить процесс упорядочения без флюктуаций довольно тяжело. Еще раз повторю - есть случайности и есть комбинаторный взрыв, комбинаторика может включать в себя элемент случайности, но случайность не есть проявление комбинаторного взрыва.

0



Создать форум.