Искусственный Интеллект

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Искусственный Интеллект » Онтологическая проблематика ИИ » Сравнение. Похожесть. Тождественность.


Сравнение. Похожесть. Тождественность.

Сообщений 31 страница 60 из 98

31

Prosolver написал(а):

ытаюсь понять общую архитектуру классификатора

главное в этом процессе - не взорвaться от напряжения... :)

давай на примерах, так меньше глобальных мыслей возникает... :)
у нас английский алфавит как изображения буков...
сколько классов? и как эта классификация строится?

0

32

Egg написал(а):

так меньше глобальных мыслей возникает

Я бы сказал: "так больше мы отсечём лишних абстрактных классов". :)

Egg написал(а):

у нас английский алфавит как изображения буков...
сколько классов? и как эта классификация строится?

Далее следуют мои сугубо личные, максимально детальные, поэтичные рассуждения, человека, который ни разу не писал классификаторов :) (но непременно напишет).
Можно бить (но не сильно).
1. Вначале должен быть один класс. Для любой задачи. Брать меньше одного класса - нонсенс. Брать больше одного - нет оснований. Этому одному классу, очевидно, вначале, тождественно всё возможное многообразие всего.
2. Вводим в задачу 1 рецептор, который не может отличать ничего. Всё, что попадает на рецептор - это одна точка, которую он относит к одному классу. Здесь надо разобраться детальнее, что значит "относит". Я воображаю себе класс как некий мешок, в который можно складывать что-то. Мешок находится в определённом месте. Это важно, т.к. месторасположение "мешка" - это единственный идентификатор класса (в машине это "место" может быть задано, например, указателем). То, что попадает в мешок представляет в нём одну единицу. Т.е. если мы в мешок положим точку, а потом ещё одну, то в мешке всё равно будет "одна точка". С другой стороны, точку можно копировать столько раз, сколько нам это понадобиться для бросания её в разные мешки.
Рецептор и мешок занимают однозначное место в пространстве и они ориентированны друг относительно друга однозначно, что позволяет рецептору и мешку взаимодействовать однозначно. Допустим рецептор в центре циферблата, а мешок на 12 часов.
3. Допустим далее, что мы подстраиваем рецептор так, что он начинает отличать всё по градациям яркости. Вначале дискретно. Если точка чёрная - он её бросает в мешок слева (9 часов), если точка белая - в мешок справа (3 часа) (ну и, конечно, в мешок на 12 часов бросает всё в любом случае).
Поскольку справа и слева мешков никаких нет, рецептор должен разорвать мешок "12 часов" на 3 мешка. Что заставляет рецептор рвать мешок? (Делить классы?) Пока ничто, надо изменить его структуру. Допустим, что рецептор не может что-то кинуть куда-то если "не знает" наверняка, что там есть мешок (т.е. что у рецептора есть связь с мешком, взаимодействие). Допустим так же что рецептор, в состоянии "невозможности кинуть точку" обязательно рвёт базовый мешок. Базовый, это такой, в который попала бы точка до дифференциации отличательной способности рецептора. Удобно ввести правило в соответствии с которым рецептор располагает новый мешок под таким углом к базовому, который соответствует отличию в цвете точки.

В таком стиле, могу продолжить.

0

33

крестьянско-фермерские аналогии - это, конечно, хорошо,
но продолжать в таком стиле не стоит... не слишком, нмв, эффективно...

наводящие вопросы (раз мы на форуме только диалектикой и занимаемся все):

1. зачем выделять какие-то точки, если эти точки уже есть...?
пусть буквы будут 16х16, ч/б, это дает нам 2**256 = 1.16e+77 = 'дОхера' классов...
однако, "объективная реальность" такова, что буков всего 28...

2. почему надо брать только исходное изображение?
запросто можно считать такие признаки как кол-во точек в букве,
центр масс по квадрату, статмоменты... можно фильтры накладывать...
так к 'дОхера' мы получаем еще любое количество признаков...

3. как строить дерево?
то, что ты рассказываешь - это сеть каждый с каждым...
это хорошая классификация, но довольно безполезная...

4. куда делись связности?
ты, вроде бы, связности объявил своим жизненным кредо,
а в этой классификации место им не нашлось...

и так далее... пока ты не справился...

Отредактировано Egg (2009-08-27 01:11:53)

0

34

Egg написал(а):

1. зачем выделять какие-то точки, если эти точки уже есть...?
пусть буквы будут 16х16, ч/б, это дает нам 2**256 = 1.16e+77 классов...
однако, "объективная реальность" такова, что буков всего 28...

1. В идеологии классификации, как я её понимаю, слово "есть" тождественно - "соответствует какому-то классу". Таким образом, пока не описан механизм создания класса "точка" ни о каких точках не может быть и речи.
2. Я рассуждаю или сверх-абстрактно или сверх-детально, чтобы найти середину между ними. В вопросах классификации сверх-детально я ещё много не рассуждал, поэтому соответствующих классов в моём уме не сформировано. Даже в том, что я написал, уже вижу кучу ошибок. И это есть хорошо. 16х16 и прочее написанное - это не сверхдетально, это вообще непонятно что и откуда. Следует рассуждать от одного рецептора, потом добавлять два, три, матрицу рецепторов и следить медленно и внимательно как меняются потоки всего в этой системе. Если сразу задавать такие высокоуровневые начальные условия, то сильный ИИ тут не причём - какая-то частная инженерная задача. Хотя для начала, конечно, тренироватся нужно на частностях.
3. От матрицы пикселей до 28 классов - просто пропасть (правильных) рассуждений. Обучение на выборках, оптимизация, применение. "1.16e+77 классов" - это откуда? Кто и как их создал? Где они находятся? Как связаны? Кто и что классифицирует по этим классам? И т.д. Ответов на эти вопросы не получить, если последовательно не выращивать классификатор в уме. Такой вот рекуррентный каламбур.

Egg написал(а):

2. почему надо брать только исходное изображение?
запросто можно считать такие признаки как кол-во точек в букве,
центр масс по квадрату, статмоменты... можно фильтры накладывать...

Если все эти классы (количество, центр, масса, квадрат и т.д.) мы не вырастим в машине по единому (или по немногим разным) алгоритму, то сильный ИИ - это будет такая машинка, в центре которой сидит инженер и генерирует ей "умные мысли"... Если ты знаешь, что к изображению можно применить фильтры то и машина должна мочь этому научиться, двигаясь от самого элементарного, как младенец. Возможно, с подсказками.

Egg написал(а):

3. как строить дерево?

1. Я склоняюсь к мысли, что нужно строить не дерво, а сеть. Т.к. человек очень уж легко меняет местами абстрактное и конкретное в последовательности своих рассуждений, в зависимости от контекста.
2. "Как" - это конечно вопрос... Я думаю, что достаточно 2 действия: деление 1 класса на 2 и объединение 2 классов в 1. Каждое из этих действий должно осуществляться либо неким супервайзером, либо обуславливаться структурой самих элементов этой сети. Для начала удобно первое, по ходу будет видно, как функции супервайзера удобнее перенести в саму структуру классификатора.
3. Закон деления и объединения должен быть построен на некотором универсальном принципе. Пока есть только одна ассоциация по этому поводу - устойчивость. Класс делится на два, когда он неустойчив к действиям по классификации. Как-то так. Это взято не "с потолка" тут замешано 2 аналогии:
а. Деление группы людей на классы. Проще всего проиллюстрировать на примере создания нового отдела на предприятии. На структурное подразделение предприятия (отдел) идёт поток задач. Если отдел не справляется - его делят на два отдела, организуют "над" ними Управление, для координации отделов, и добавляют людей.
б. Деление клетки происходит оттого, что она становится неустойчивой. Тут нет классификации, но принцип похожий (полезный).

Egg написал(а):

4. куда делись связности?

Это самый глубокий уровень детализации. Собственно единичный акт классификации - это работа только связей. В моём колхозном описании связь - это процесс передачи точки из рецептора в мешок. Думаю, что я сделал серъёзную ошибку, забыв связать классы. Рецептору нет надобности оставаться связанным непосредственно с мешком на 12 часов. Достаточно связей с мешками на 3 и 9 часов, и связей между ними и мешком на 12 (ну вот, мои классы в голове начинают оптимизироваться - делиться и объединяться :) )

Egg написал(а):

пока ты не справился...

Было бы странно, если бы я сразу выдал что-то вменяемое. И так, чуть не взорвался от напряжения :)

Отредактировано Prosolver (2009-08-27 01:16:44)

0

35

прочитал внимательно пару раз...
конкретики не увидел, мне показалось, что это описание - это просто рефлексия по поводу,
т.е. психология, т.е. даже не ассоциации по поводу предмета...
в таком виде этого не от_алгоритмировать...
предлагаю тебе все-таки детально ознакомиться с тем,
что такое Кластерный анализ , например отсюда - http://www.statsoft.ru/HOME/TEXTBOOK/mo … cluan.html

0

36

16x16 = 2^256

0

37

NO написал(а):

16x16 = 2^256

да, конечно, спасибо! исправил...

0

38

Egg написал(а):

предлагаю тебе все-таки детально ознакомиться с тем, что такое Кластерный анализ

После твоей первой рекомендации именно эту статью я нашёл и изучил. Кластерный анализ полезен для разбиения на классы неких объектов, которые уже есть в момент классификации, и о которых мы уже многое знаем (т.е. относительно которых у нас, у людей, уже сформированы какие-то классы в уме). Я считаю, что этот подход очень интересный и я буду над этим думать тоже, но он имеет мало чего общего с задачами сильного ИИ. В которых то, что классифицируется - создаётся в момент классификации.
Конечно, это мои психологические (и не только) аналогии, которые я считаю полезными и которые тщательно собираю путём рефлексии и чтения. Никому их не навязываю. Возможно я ошибаюсь и все объекты есть у человека в уме с рождения, задачей является только подбор хорошего метода их классификации.

NO написал(а):

16x16 = 2^256

:)

0

39

Если биты результата тоже считать картинкой можно распознавание понимать как преобразования графики из квадрата 16*16 в квадрат скажем 2*3

Я разбираюсь с кластеризацией слов. Жду когда комп просчитатся, он уже час работает. Если в лоб то получается O(N^3). И еще не известно что именно кластеризовать. Сейчас самым общим алгоритмом выделю что есть, потом буду искать что-то конкретное как-то побыстрее.

0

40

Еще поправка 2^256 это число возможных картинок, а не классов. Классы это множества таких картинок, нужно взять все подмножества этих 2^256, то есть собрать картинки и у каждой поставить галочку если эта картинка входит в класс, например считается ли буквой А.
То есть классов  2^(2^256) -вот это невообразимо много.

0

41

NO написал(а):

это число возможных картинок, а не классов.

насколько я понял Андрея, исходно (в пределе), у нас каждая картинка - это класс,
а потом происходит их слияние/рекомбинирования...

NO написал(а):

(2^256) -вот это невообразимо много

да, но именно в эту штуку, насколько я понял, уперлись разработки Хокинса,
который предложил модель: мышление = память + прогноз...
идея казалась очень простой и продуктивной: насобирать паттернов и представлять сигнал
как экземпляр "сложного" класса... последовательности считать (например, марковскими сетями)
и "экстраполировать"...

подход очень хороший (я не шучу, мне на самом деле кажется, что он рабочий),
но комбинаторика над ними посмеялась от души... в ближайшие 20-50 лет нет вычислительных
мощностей для его реализации...

0

42

NO написал(а):

классов  2^(2^256) -вот это невообразимо много

Способность классифицировать изначально кроется в возможности отличать отличия в пространстве и времени (второе, по-моему, легко сводится к первому). Отличий отличий может быть безгранично много, поэтому количество классов ограничено только "сверху" (физической реализацией классификатора), а не "снизу".
Наш разум привык постоянно ограничиваться неким контекстом, поэтому ты ищешь границу и здесь. Но "правильной границы" нет. Ограничение по количеству классов будет ровно там, где ты её задашь.
Вообще - чем больше классов - тем лучше. Отсечь лишнее в процессе работы можно всегда, а вот добавление новых классов жёстко ограничено ресурсами - "болванками" (заготовками) классов.

Egg написал(а):

у нас каждая картинка - это класс

У нас каждый экземпляр всего - класс.

0

43

Egg:
Против комбинаторики нужны какие-то дополнительные оценки, вроде МДО и эффективности. Если отличать простое от сложного то можно устроить развитие от простого к сложному.

Prosolver:
Бесконечность это абстракция, в реальности ее нет. Просто правило устанавливающее возможность увеличения.

0

44

Prosolver написал(а):

У нас каждый экземпляр всего - класс.

это глупости... ибо в реальном мире ты не сможешь описать даже самого простого "элемента" какого либо объекта,
поэтому с таким подходом у тебя, кроме комбинаторного будет и фрактальный взрыв...
а для цифрового объекта это не имеет смысла, поскольку мы всегда можем
различить свойство как имя и значение его...

0

45

NO написал(а):

Против комбинаторики нужны какие-то дополнительные оценки

да, от комбинаторики нужно полностью уходить...
пусть она остается в алгоритмах, пусть в NP будет полный перебор или какие-нить отжиги,
но на уровне понятий и представлений нужно избавляться от представления,
что объект - это вектор...

0

46

Egg написал(а):

это глупости...

Отклассифицировал всё-таки :)
Если ты согласен с тем, что всё можно сравнить с чем угодно - тогда всё относится (отождествляется) или не относится к какому-либо классу. Это очевидно.

Комбинаторный и фрактальный взрыв у человека не наступает по двум причинам:
1. Инерционность процесса создания и связывания классов. У меня есть подозрение, что компьютер придётся подтормаживать, чтобы он смог думать как человек...
2. Человек забывает. Это процесс уничтожения классов (вероятно, путём слияния). Особенно заметно отличие после сна. Поскольку человек обучается (создаёт или связывает классы) постоянно, в течение дня у человека должно накапливаться множество "паразитных" классов. Видимо в процессе сна весь "мусор" уничтожается, остаются только те классы, которые актуализировались чаще других.

0

47

Prosolver написал(а):

всё можно сравнить с чем угодно

мы ведь сравниваем по признакам...
количество классов не меньше, чем признаков,
в рафирированном варианте 2 * кол-во признаков...
считать признаком каждый бит описания экземпляра не очень эффективно,
точнее - заведомо безсмысленно, ибо привносит лишние циклы, но не дает ничего взамен...

Prosolver написал(а):

взрыв у человека не наступает по двум причинам

я думаю "причин" там более 43... да и нет у человека никаких классов...
человек не обрабатывает (в явном виде) семантическую и цифровую информацию... у него солитоны по синапсам бегают...
семантика появляется на входе и выходе...

еще раз прошу - завязывай ты с описанием рефлексии по поводу осознания своих психических процессов...
на этом форуме мы занимаемся алгоритмами и методами... на фиг человека...

Отредактировано Egg (2009-08-28 00:25:32)

0

48

Egg написал(а):

да, но именно в эту штуку, насколько я понял, уперлись разработки Хокинса,
который предложил модель: мышление = память + прогноз...
идея казалась очень простой и продуктивной: насобирать паттернов и представлять сигнал
как экземпляр "сложного" класса... последовательности считать (например, марковскими сетями)
и "экстраполировать"...

подход очень хороший (я не шучу, мне на самом деле кажется, что он рабочий),
но комбинаторика над ними посмеялась от души...

Не могли бы пояснить (если это, конечно, не оффтоп), чего хорошего в подходе Хокинса, если сразу понятно, что на паттерны произвольной сложности колонок не напасешься и сложные закономерности ими не выявить?

0

49

Necr0x0Der написал(а):

чего хорошего в подходе Хокинса, если сразу понятно, что

здесь, наверное, надо выделять три подхода Хокинса: подход, каким его видит сам Хокинс,
какие его вижу я и каким его видите вы...
поскольку конкретного описания у автора я не увидел, только намеки и полунамеки... :)

если говорить о реализации, как я ее понял и стал бы делать, будь у меня машина
безконечно большой производительности -  я бы стал выполнять "всё это" влоб,
собирать сигналы, обрабатывать их на предмет выделения паттернов (каким-нибудь архиваторноподобным алгоритмом)
и строить модель мира на "динамике" этих паттернов...

на мой вкус именно этим подход и хорош - мы ВООБЩЕ не имеем сложной какой-то архитектуры
в стиле Virtual_Graph (пусть он не обижается, я не его схему имею ввиду, я имею ввиду вообще любую "архитектуру мышления")
или какой-либо другой, где блоками обозначены "место возникновение эмоций", "блок вычисления времени стирки носков", "универсальный решатель"  и т.п.
Но при этом (и условии безконечно большой производительности) мы имеем "реальный" "мыслительный" процесс...
в такой метафоре вижу немалую пользу...

Теперь, если абстрагироваться от Хокинса, я бы сформулировал задачу так:
что нужно сделать, чтобы "мыслительная машина" не имела бы сильной кастамизации в части обработки данных,
(и вычурной "архитектуры") но при этом могла бы уложиться в доступные флопсы?

Отредактировано Egg (2009-08-30 19:09:36)

0

50

К вопросу о распознавании образов

на соседнем форуме закончили разбивать буквы о стену и начали изучать их собственные колебания...
я всячески приветствую это начинание, глядишь физика со временем будет освоена...
но хотелось бы помочь мальчикам в части методологии... на пальцах, чтобы было понятно...

1. в конечном итоге, распознавание - это сопоставление образу идентификатора класса...
2. в связи с тем, что обычно образ- это довольно сложный объект, необходимо его редуцировать...
3. редукция осуществляется с помощью фильтров, суть которых в обработке образа некоторой функцией,
на выходе которой объект меньшей сложности или размерности... в самом простом выражденном случае - скаляр (число)
4. подбирая фильтры (от одного до многих) мы формируем выходной вектор пространства кластеризации
5. это пространство с помощью того или иного метода кластеризации обрабатывается до решения п.1

всё... в эту схему вписывается любое распознавание, какими бы экзотическими не были образы,
фильтры и кластеризация...
поэтому можно считать резонансные частоты, бить об стену, писать сочленениями,
травить кислотой, ездить на машинках, все, что угодно можно делать, это не более, чем фильтр,
который будет как-то кластеризован и отнесен к классу...
З.Ы. искать универсальные фильтры безсмысленно, фильтры должны учитывать фактуру образов...

Отредактировано Egg (2009-09-18 01:53:29)

0

51

Egg написал(а):

1. в конечном итоге, распознавание - это сопоставление образу идентификатора класса...

Хотел бы рассмотреть сравнение с самого начала.
1. Для сравнения в субъекте (так назову распознающий механизм) априори должна существовать некая информация, с которой будет происходить сравнение поступающей извне информации.
1.1. Эта априорная информация не просто набор несвязанных данных. Она связана между собой либо с пом. алгоритмов, находящихся в программном коде, либо часть ее - прямое декларативне указание на такие связи (пример- OWL) + алгоритмы, находящиеся в программном коде.
1.2. Существуют классы и индивиды. Например, "планета Земля". Здесь "планета" - это класс всех возможных планет, даже тех, про которые  мы никогда не узнаем. Т.о. класс - это открытый, дополняемый субклассами и экземплярами данного класса понятие. "Земля" - это конкретный экземпляр класса, объект, кот. не может содержать в себе другие подклассы. Если же мы говорим "эта планета населена людьми", то в рамках общего контекста подразумеваем также конкретный индивид - нашу Землю, объект класса "планета". Класс планета содержит в данном примере 2 индивида - Земля и планета. Причем между этими индивидами можно установить связь "тот же самый", т.к. мы подразумевали один и тот же объект - нашу Землю.
1.3.Существуют свойства классов и индивидов. В примере "все_яблоки иметь_форму круглая" (все яблоки имеют форму круглую) виден обычный триплет - объект(класс), атрибут, значение атрибута (если выражаться старыми терминами). Допустим, что про все_яблоки субъекту больше ничего неизвестно. Понятие все_яблоки описано в терминах формы. Т.е. чтобы записать такой триплет, нужно априорно иметь понятия иметь_форму и круглая. Если эти понятия - классы - аксиомы (аппаратно- программно интерпретируемые), либо никак необъясненные - теоремы, то все толкование класса все_яблоки этим и закончится. Отностительно связей  между понятиями иметь_форму и круглая. круглая есть субкласс понятия иметь_форму.  Получили в итоге вот что - все_яблоки - это по сути дела субкласс класса  круглая, а опосредованно - субкласс класса иметь_форму. Говоря обычными словами, "любое яблоко  - это что-то имеющее форму" и "любое яблоко  - это что-то имеющее круглую форму". Второе выражение - более конкретное.
1.4. На основании вышенаписанного: одним из необходимых условий распознавания является наличие в субъекте априорной онтологии хотя бы с одним корневым классом "Нечто/Вещь", т.к. все, что можно понять, сводимо к этому аксиоматическому классу. Все распознаваемые сущности должны последовательно укладываться в систему ранее описанных знаний онтологии. Поэтому очень важна последовательность создания такой онтологии.
1.5. Распознавание м.б. 2 видов:
1.5.1. Классификация - определение принадлежности распознаваемого образа совокупности/пересечения некоторых понятий-классов онтологии (данное яблоко - индивид класса все_яблоки?).
1.5.2. Идентификация - определение идентичности распознаваемого образа конкретному понятию индивиду онтологии (данное яблоко - тот же самый индивид яблоко1?).

Egg написал(а):

2. в связи с тем, что обычно образ- это довольно сложный объект, необходимо его редуцировать...
3. редукция осуществляется с помощью фильтров, суть которых в обработке образа некоторой функцией,
на выходе которой объект меньшей сложности или размерности... в самом простом выражденном случае - скаляр (число)
4. подбирая фильтры (от одного до многих) мы формируем выходной вектор пространства кластеризации
5. это пространство с помощью того или иного метода кластеризации обрабатывается до решения п.1
всё... в эту схему вписывается любое распознавание, какими бы экзотическими не были образы,
фильтры и кластеризация...

2. Распознавание образов субъектом, похожим на человека, не сводимо к простым фильтрам. Первичное распознавание рассмотрел Хьюбелл уже давно на примере зрения. Там действительно по большей части имеется автомат- многомерный фильтр. Его задача - отразить одно пространство - все множество входных параметров/признаков в другое пространство признаков, отсеяв лишнюю необрабатываемую информацию - шум. В таком автомате зашита онтология чаще всего в неявном виде. Но его способностей явно недостаточно для высших субъектов. Поэтому нужен еще набор механизмов распознавания. Рассмотрим их.
2.1. Хорошо, когда есть в наличии все признаки и эти признаки позволяют однозначно классифицировать или идентифицировать. Тогда можно действовать методом полной индукции. Но чаще всего объект одного класса похож на индивида этого класса меньше, чем объект другого класса. Поэтому любое фильтрование приведет к ошибке. Такая ситуация возникает с наблюдением распознаваемого объекта в необычном ракурсе, заслонении его другими объектами, неудачное освещение, тени и др. Итак - первый механизм - первичная фильтрация и сопоставление полученных признаков с априорными эталонами онтологии.
2.2. Ресинтез в пространстве признаков, полученных в результате работы первичных фильтров. Это отдаленно похоже на работу 3D ускорителей в видеокарте, если говорить о зрительной информации. Фильтры активизируют несколько индивидов в онтологии, а механизм ресинтеза активизирует множество др. свойств данных индивидов и на основе этой доп. информации строит в оперативной памяти эти несколько моделей. Человек может манипулировать одновременно приблизительно не более чем с 7 такими моделями. Полученные модели используются для поиса субъектом недостающих характеристик распознаваемого образа, чтобы подтвердить или отвергнуть модели в оперативной памяти и свести распознавание к как можно меньшему кол. таких активизированных моделей. Если даже это неподвижное изображение, то он начинает обзор сменой направления взгляда. В реальной среде можно принимать более активные действия.
2.3. Если вышеописанное распознавание - аналог работы правого полушария мозга человека не приводит к удовлетворительной классификации/идентификации, то необходимо применить абстарактный анализ - синтез. На этом этапе в дело идут более сложные механизмы с т.з. логики их работы. Двигаясь вверх по онтологии от зрительные (перцептивных) моделей (описания индивидов и классов в терминах зрительных признаков), можно получить более абстрактные модели. Например, при рассматривании яблока мы переходим на класс съедобных объектов, если такая информация имеется в онтологии. И чтобы убедиться, что перед нами действительно яблоко, а не муляж или не мячик, искусно раскрашенный под яблоко, пытаемся его надкусить, либо ищем взглядом наличие плодоножки.  Здесь видим работу двух механизмов - абстрактный анализ на основании получения признаков распознаваемого образа, не имеющихся в этом образе, под каким бы ракурсом мы его не рассматривали, например, съедобность. И синтез. На самом деле эти механизмы неразделимы, если рассматривать движение по онтологии. Активация более абстрактных понятий на основе более конкретных предположений и проверка этих предположений с пом мысленного или реального эксперимента.
Можно назвать работу такой системы по распознаванию фильтрацией. Но в качестве суперфильтра выступает онтология, а синтезируемые конкретные и/или абстрактные модели - активируемые звенья такого фильтра. Самый простой фильтр - это сопоставление с готовым шаблоном- паттерном, в более сложных случаях необходим итерационный процесс анализ синтез с множеством параллельных вариантов. В некоторых особо сложных случаях синтез такого фильтра - модели - это отдельная сложная задача. Для этого приходится строить сложные теории, а потом годами пытаться их доказать или опровергнуть. Так, например, пытаются объяснить космические наблюдаемые явления с пом. гравитационных волн или космических струн. Это ведь тоже распознавание образов. Построение гипотез и их доказательство - синтез нового, не существующего априори фильтра, элемента онтологии. Это приводит к изменению самой онтологии, и, как следствие, изменение характеристик распознавания на основе исторических данных распознавания и запомненных решений по распознаванию.

Отредактировано victorst (2009-09-18 11:07:06)

0

52

я буду подробно отвечать, если вы не против... в нескольких постах, чтобы сообщения были не очень объемными...

victorst написал(а):

1. Для сравнения в субъекте (так назову распознающий механизм) априори должна существовать некая информация, с которой будет происходить сравнение поступающей извне информации.

не обязательно... фильтры позволяют это... рассмотрим пример - сравниваем два растровых образа двух чисел - "1" и "0"...
пусть у нас будут два фильтра, первый возвращает TRUE, если "центр масс" изображения попадает на изображение и FALSE, если попадает на фон...
второй фильтр - среднеквадратичное отклонение для прямой, аппроксимирующей образ...
понятно, что для "1" значения будут: true, V1...  для "0" - false, V2, где V1 < V2...
это позволит сравнить и различить образы "1" и "0" без априорной информации, если не считать таковой выполнение фильтрации...

victorst написал(а):

1.1. Эта априорная информация не просто набор несвязанных данных. Она связана между собой либо с пом. алгоритмов, находящихся в программном коде, либо часть ее - прямое декларативне указание на такие связи (пример- OWL) + алгоритмы, находящиеся в программном коде.

если учесть, что я показал выше, то достаточно просто каких-то алгоритмов... связь данных и алгоритмов в аналоговых решателях не так очевидна как в МТ, где данные и программа - это, фактически, одно и тоже... аналоговые фильтры могут быть объективными процессами...
они могут находиться не внутри субъекта, а вне субъекта.

Отредактировано Egg (2009-09-18 18:50:16)

0

53

victorst написал(а):

Существуют классы и индивиды.

нет... любое разделение на классы и их экземпляры довольно произвольно и зависит от системы детектирования (рецепторов)...
если бы наши глаза видели в рентгеновском диапазоне - мир был бы для нас другим...
объективная связность есть, мы ее отражаем в своих онтологиях, но это не объективное существование...
тем более не иерархическое...

victorst написал(а):

Существуют свойства классов и индивидов

нет... имманентных свойств нет... все зависит от эффектора...
стекло твердо для скомканной бумаги, хрупко для камня и вязко для пули...

victorst написал(а):

одним из необходимых условий распознавания является наличие в субъекте априорной онтологии хотя бы с одним корневым классом "Нечто/Вещь"

не уверен... может быть это удобно, может быть это возникает как результат,
но никакой априорности я не вижу...

victorst написал(а):

1.5. Распознавание м.б. 2 видов:1.5.1. Классификация 1.5.2. Идентификация

я не уверен, что используемые вами термины общеприняты и удачны... надо уточнить, но путь будет так, мне понятно о чем идет речь...
"игра" с классностью/экземплярностью чуть-чуть сложнее, они перпендикулярны друг другу на самом деле...
можем поговорить об этом отдельно... например, 1.5.2 - можно полагать частным случаем отнесение к классу, просто этот класс состоит из одного экземпляра...
поэтому предлагаю под распознаванием понимать все-таки только отнесение к классу...
различие и отождествление конкретного экземпляра предлагаю называть узнаванием...

0

54

victorst написал(а):

Распознавание образов субъектом, похожим на человека, не сводимо к простым фильтрам.

я не знаю, что по понимаете под "простыми" фильтрами и я не нашел у себя в тексте, где бы говорилось
о "простых" фильтрах... более того, я нигде не говорил, что распознавание вообще сводимо к фильтрам...
у меня просьба - если вы спорите со мной, будьте точнее в цитировании, вы приписали мне две вещи
о которых я не говорил и исказили (почти до неузнаваемости) смысл того, что я говорил...

еще раз... формула...
распознавание это (1) отнесение к классу путем (2) кластеризации значений (3) фильтрации образов...

З.Ы. в пунктах 2.1. - 2.3. я не увидел предмета для обсуждения, они слишком неконкретны, на механизмы вообще не похожи...
в разбивании букв о стену - есть фильтр и механизм... в использовании евклидовой меры для отнесения образа к классу - есть механизм...
в "активация более абстрактных понятий на основе более конкретных предположений", простите, механизма нет...
уверен, что вы его видите, но на основании ваших слов я не могу его реконструировать и сделать понятным для себя, извините...
нужно более точно и конкретно, можно на примерах...

Отредактировано Egg (2009-09-18 20:10:54)

0

55

еще раз: по моему мнению, под фильтрацией можно понимать любое преобразование исходного образа,
которое приводит к уменьшению его сложности, или размерности, или выделению каких-то значимых признаков...

еще раз: по моему мнению, под кластеризацией можно понимать разбиение какой-то выборки на именованные подмножества...
сюда же можно отнести все импликативные правила "если {} то {}" и любую обработку, если она на выходе имеет имя класса
(или какое-то значение, которое однозначно "связано" с таковым именем)...

0

56

Egg написал(а):

рассмотрим пример - сравниваем два растровых образа двух чисел - "1" и "0"...
пусть у нас будут два фильтра, первый возвращает TRUE, если "центр масс" изображения попадает на изображение и FALSE, если попадает на фон...
второй фильтр - среднеквадратичное отклонение для прямой, аппроксимирующей образ...
понятно, что для "1" значения будут: true, V1...  для "0" - false, V2, где V1 < V2...
это позволит сравнить и различить образы "1" и "0" без априорной информации, если не считать таковой выполнение фильтрации...

Ваши фильтры и есть априорная информация, которая была получена ранее каким-либо путем и сейчас может быть применена лишь потому, что в природе есть закономерности, приблизительные повторы.
Рассмотрим первый фильтр. Сравниваем первый образ - растровый образ цифры "1". Сравниваем не с образом цифры "0", а внутренним представлением механизма распознавания о мире. Для него TRUE означает что есть наличие конкретного объекта1 - экземпляра класса "Нечто", удовлетворяющее его пониманию понятия "Вещь". Насколько я понимаю, данный фильтр выдаст TRUE и на другой миллион и еще один образ, у которого "центр масс" попадает на изображение. Т.е. этот фильтр весь мир делит на "Вещь1" и "Вещь2" - субклассы класса "Вещь", причем эта классификация не позволяет ответить на количественный вопрос - сколько таких объектов - индивидов класса "Вещь1" или "Вещь2" вообще могут существовать. Аналогично и про второй фильтр. В нем существует свое представление о мире, своя онтология. Если же мы ограничиваем внешний мир лишь двумя образами - "0" и "1", то количественный ответ может быть получен.

0

57

Egg написал(а):

любое разделение на классы и их экземпляры довольно произвольно и зависит от системы детектирования (рецепторов)...
если бы наши глаза видели в рентгеновском диапазоне - мир был бы для нас другим...
объективная связность есть, мы ее отражаем в своих онтологиях, но это не объективное существование...
тем более не иерархическое...

Насчет этого спорить у меня как-то сегодня нет настроения. Я в самом начале написал о субъекте. Поэтому все его знания - исключительно субъективны- истинны лишь внутри него и применимы лишь для его механизма принятия решений, в частности для распознавания. Именно для нахождения наиболее общих закономерностей и нужна онтология. То, что мы бы видели мир в рентгеновском диапазоне, изменило бы лишь перцептивый набор признаков. Но если в каком- то реальном параллельном мире есть светящееся в рентгеновском диапазоне пирамидальное яблоко и его можно есть, то землянин, попав в этот мир, довольно быстро бы к нему адаптировался, т.к. поменялась бы только перцептивная часть онтологии и он применил бы синонимию: теперь я узнал, что существует класс яблок, одним подклассом которого являются земные круглые яблоки, а вторым - светящиеся пирамидальные.

0

58

Egg написал(а):

нет... имманентных свойств нет... все зависит от эффектора...
стекло твердо для скомканной бумаги, хрупко для камня и вязко для пули...

А кто говорил об имманентности? Свойство в онтологии - это лишь связь между двумя индивидами разных классов, имеющая некоторый набор параметров.
Так и запишем триплеты онтологии (пишу для простоты обычными словами):
1. Стекло имеет_твердость_для бумага.
2. Стекло имеет_хрупкость_для камень.
3. Стекло имеет_вязкость_для пуля.
Так мы наделили класс Стекло тремя свойствами и детализировали, относительно каких других объектов каждое свойство проявляется. Тут особенно стало заметно то, какое понятие попадает в центр внимания. Мы говорим о стекле во всех трех случаях, но могли бы все то же описать немного по- другому:
1. Бумага имеет_мягкость_для стекло.
2. Камень разбивает стекло.
3. Пуля вязнет_в стекло.
Такие три выражения не всегда эквивалентны первым трем.

0

59

Egg написал(а):

еще раз... формула...
распознавание это (1) отнесение к классу путем (2) кластеризации значений (3) фильтрации образов...

Это и есть распознавание на основе простых фильтров, т.к. основаны лишь на анализе, насколько я могу предположить и истолковать вашу формулу. Тут нет синтеза. Для простоты понимания того, о чем я пишу, могу привести синонимы такого синтеза моделей - догадки, домысливание, фантазирование, предположения. Не все из этих терминов удачные, но, надеюсь вы меня поймете. Посмотрите на облака и увидите там множество знакомых силуэтов. Точно так же приходится строить догадки относительно грязных намеров машины или хвоста слона, торчащего из-за угла. Если такой высший механизм распознавания не создать, то о настоящем распознавании образов можно не говорить.

0

60

Egg написал(а):

еще раз: по моему мнению, под фильтрацией можно понимать любое преобразование исходного образа,
которое приводит к уменьшению его сложности, или размерности, или выделению каких-то значимых признаков...

Согласен с условием, что значимые признаки:
1. Субъективно значимые.
2. Отфильтованные признаки перцептивные, т.е. того же типа, что и входные, например - яркостные или координатные.
Если происходит процесс преобразования одного набора признаков в другой, то такой процесс должен называться совсем по- другому, абстрагированием, если переходим на более высокие уровни онтологии. Например, в изображении выделили границу объекта. Это уже не только фильтрация. Ведь в исходном изображении не было границы. Видимо, в данном примере сначала происходит фильтрация, а именно, к примеру, применение пороговой функции, а затем описание полученного результата языком контуров/границ с потерей некот. части информации, в первую очередь попиксельной в данном канале распознавания.

Egg написал(а):

еще раз: по моему мнению, под кластеризацией можно понимать разбиение какой-то выборки на именованные подмножества...
сюда же можно отнести все импликативные правила "если {} то {}" и любую обработку, если она на выходе имеет имя класса
(или какое-то значение, которое однозначно "связано" с таковым именем)...

Это и есть указание конкретного места в онтологии, максимально похожего на распознаваемый образ.

0


Вы здесь » Искусственный Интеллект » Онтологическая проблематика ИИ » Сравнение. Похожесть. Тождественность.


Создать форум. Создать магазин